ОБРАЗЫ БОГА И ЧЕЛОВЕКА В СОНЕТАХ ДЖОНА ДОННА И ДЖЕРАРДА МЭНЛИ ХОПКИНСА

GOD AND MAN IN JOHN DONNE’S AND GERARD MANLEY HOPKINS’S SONNENTS

Коноплюк Наталья Владимировна

KONOPLYUK NATALIA VLADIMIROVNA

Научен вектор на Балканите, № 2(8) 28.05.2020

В лирике Дж. Донна и Дж.М. Хопкинса исследователи традиционно выделяют религиозно-метафизическое направление, что позволяет рассматривать их произведения в общем интертекстуальном контексте. В работе рассматриваются два сонета: “As due by many titles I resign” входящий в состав «Священных сонетов» Джона Донна и “Thou art indeed just, Lord, if I contend” из «Ужасных сонетов» Дж. М. Хопкинса. Цель исследования - выявить сходства и различия в трактовке образов бога и человека в религиозной лирике Дж. Донна и Дж.М. Хопкинса на примере указанных сонетов. «Священные сонеты» Донна и «Ужасные сонеты» Хопкинса основаны на глубоких эмоциональных переживаниях их авторов, чьи религиозные убеждения претерпели серьезную трансформацию на протяжении их жизни. Жизненный кризис подвел обоих поэтов к тому моменту, когда отчаянье заставляет человека искать ответы на свои вопросы. Оба цикла изначально не предназначались авторами для публикации и были изданы посмертно. В обоих стихотворениях лирический герой обращается к Богу, используя схожие формы обращения, подчеркивающие подчиненное положение лирического героя. Образ Бога строится обоими поэтами в духе христианских традиций. С образом лирического героя у Донна тесно связаны образы разложения и предательства. Лирический герой Хопкинса более индивидуален, а вопросы, с которыми он взывает к Богу, звучат более бунтарски. Традиционная дихотомическая композиция сонета позволяет понять эмоциональное движение рассматриваемых сонетов, при этом эмоциональный взрыв в стихотворении Донна обозначает переход от октавы к секстету, а у Хопкинса, напротив, к сексету происходит переход в состояние отчаянья.
СОНЕТ, СОНЕТНЫЙ ЦИКЛ, ЛИРИКА, РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА, ИНТЕРТЕКСТ, ДЖ. ДОНН, ДЖ.М. ХОПКИНС, БИОГРАФИЯ, АНГЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ, XVII ВЕК, XIX ВЕК, ОБРАЗ, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, ДИХОТОМИЯ, КОМПОЗИЦИЯ, ОКТАВА, СЕКСТЕТ, КАТРЕН, ТЕЗА, АНТИТЕЗА, СИНТЕЗ
J. Donne’s and G.M. Hopkins’s religious and metaphysical lyrics can be considered within the common intertextual context. The article studies two sonnets: “As due by many titles I resign” from “Holy Sonnets” by J. Donne and “Thou art indeed just, Lord, if I contend” from “Terrible Sonnets” by G.M. Hopkins. The aim of the study is to identify similarities and differences in the interpretation of the images of God and Man in Donne’s and Hopkins’s religious lyrics. Both J. Donne “Holy Sonnets” and G.M. Hopkins’s “Terrible Sonnets” are based on the deep emotional distress of the authors whose religious beliefs suffered dramatic transformation in the course of life. Crisis of ideals brought both poets to the point when a man is forces to seek answers to his questions. Neither sonnet sequence was intended for publication so both of them were first edited posthumously. In both poems, the lyrical hero appeals to God using similar address forms emphasizing the subordinate position of the narrator. God’s image is constructed by both poets according to the Christian tradition. Donne’s image of the lyrical hero is connected with the ideas of decay and betrayal. Hopkins’s hero is personalized and his questions for God sound more rebellious. Traditional dichotomy in the sonnets composition reveals the emotional development in them. In Donne’s poem, the emotional explosion denotes the turn from the octave to the sestet. However, in Hopkins’s sonnet, the sestet is marked by the increasing feeling of despair.
SONNET, SONNET SEQUENCE, LYRICS, RELIGIOUS LYRICS, INTERTEXT, J. DONNE, G.M. HOPKINS, BIOGRAPHY, ENGLISH POETRY, 17TH CENTURY, 19TH CENTURY, IMAGE, LYRICAL HERO, DICHOTOMY, COMPOSITION, OCTAVE, SESTET, QUATRAIN, THESIS, ANTITHESIS, SYNTHESIS